31 июля 2016 г., в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, в день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий совершил Божественную литургию в Знаменском кафедральном соборе г. Борисоглебска.
По окончании Литургии Владыка Сергий обратился к верующим с архипастырским словом:
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, поздравляю с воскресным днем, с памятью святых отцов шести Вселенских Соборов.
Мы, православные христиане, призваны совершать в меру своих сил проповедь Слова Божия, стремиться преодолевать свои страсти, недостатки, совершать добрые дела и, пребывая в богообщении, через чтение Священного Писания, участие в Таинствах, через молитву, приближаться к Богу – насколько это возможно в нашей жизни.
Мы должны помнить о тех опасностях – искушениях, которые подстерегают нас на этом пути. Одно из таких страшных искушений – это путь самооправдания. Человек находит вокруг любые обстоятельства, которые для него будут весомой причиной отказаться от жизни по заповедям Божиим, отказаться от посещения храма, от доброделания, отказаться от борьбы со страстями.
Сегодня в Священном Писании мы слышали яркие примеры такого отношения к духовным истинам. Одно из Евангельских чтений повествует о великом чуде, совершенном Господом. Человек парализованный (расслабленный) не только мгновенно получает исцеление, но даже постель, на которой он лежал, смог нести, т.е. обрел физическую крепость и силу и стал здоров.
Часто бывает, что человек, вспоминая исцеление расслабленного, свою духовную жизнь полагает в тесной связи с тем, обретает ли он просимое у Бога или нет. Нередко можно слышать такое рассуждение: «Я ходил в храм, просил одно, другое, но так и не получил… В храм я больше не хожу, потому что обманулся в своих ожиданиях и теперь никакой веры у меня нет…». Такой человек ставит свое личное отношение к Богу в зависимости от того, как будет исполнена его воля. Он не хочет замечать тех многих чудес, которые милостью Божией в мире происходят, не хочет видеть, как вчерашние окаянные грешники обретают новую жизнь, как преображается душа человеческая, не хочет понять, что каждый день его жизни это дар Божий, для того чтобы он становился духовно крепче, чтобы он творил добрые дела. Он полагает в своем сердце основу веры в Бога только в исполнении конкретного своего прошения. Это может быть и юношеская прихоть, когда школьник или студент приходит в храм ставить свечку, вступает, как ему кажется, в договор с Богом: « Я ставлю свечу, а Ты мне должен обеспечить сдачу экзамена». Для взрослых людей это смешно, но это действительно движет и направляет многих молодых так неразумно относиться к личному общению с Богом. Вместо того, чтобы просить у Господа благословения, крепости сил, чтобы все свои усилия приложить к учебе, они идут таким путем.
Бывает, что человек просит о чем-то материальном, о чем-то важном и значимом, дорогом для него. Например, подать избавление от болезни. И снова связывает свою веру с исполнением требования. Но мы знаем, и Слово Божие говорит, что и болезни в жизни каждого неминуемы, и мы должны стремиться претерпевать их достойно, не теряя любви к ближнему, не озлобляясь, и просить у Бога, если будет возможность – дать нам облегчение, но не ставить условием нашей веры исполнение уже не молитвы, а нашего требования.
В Евангелии мы читаем, как фарисеи говорили Христу и требовали, чтобы Он явил чудо и тогда они поверят в Него. Требовали незамедлительно, в сию минуту явить им то, что они сочли бы за чудо. Требовали от Спасителя, Который к тому времени исцелил множество людей, Который изгонял бесов, Который Своим присутствием даровал людям радость и Своим словом обличал порок, Который неисцельные болезни врачевал. Не могли они об этом не знать! Так ведь вновь обращаются к Христу: « Яви нам чудо, тогда поверим!..» Не поверят! Если человек жизнь свою, веру в Бога, свое отношение к Нему полагает в том, что оно связано с тем, как исполняется его требование к Богу, то нет в нем никакой веры и никакой любви к Богу. Он приходит к Богу – неважно в храме или на молитве дома – приходит как на торжище: « Я Тебе плачу, жертвуя на храм, а Ты мне обязан возместить что-то, а если этого не будет, то я веры иметь не буду!». Если мы так рассуждаем, то совершенно очевидно неправильное отношение к вере и к Богу.
И на самом деле, если мы посмотрим на свою жизнь, часто у нас тоже встречается такое отношение, и даже человек верующий, ходящий в храм, нередко свое прошение начинает со слов «если, Господи, Ты любишь меня, если, Господи, Ты слышишь меня…». Господь любит и слышит нас, и всякое прошение наше, которое ведет нас ко спасению, Он исполнит, но мы должны помнить пример этих фарисеев, пример чуда исцеления, укрепления сил расслабленного и со смирением принимать все испытания, просить Бога дать нам сил в их преодолении, а если будет на то Его святая воля, то и избавить от них.
Но есть и другое искушение, очень опасное, которое тоже связано с самооправданием. Сегодня мы чтим память святых отцов шести Вселенских Соборов. Время их жизни – несколько тяжелых столетий, когда многие лжеучители своим словом и учением буквально потрясли Церковь и верующих. И одним из таких опасных заблуждений, которое вызвало много расколов, является утверждение, что Господь Иисус Христос – это только Бог, обретший плоть, но в Нем нет человеческой природы, что она полностью растворена в Божестве, и в Нем никак не действует человеческая воля. Такой подход, такое отношение они объясняют благочестиво, говорят, что не может быть никакой слабости, никакой ущербности в Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе, не думая о том, что, восприняв человеческую плоть, человеческую природу, Господь лечит, исцеляет и исправляет ее.
Но какое значение в нашей жизни и в повседневном духовном делании играет это знание? Очень часто мы говорим о невозможности одоления – и в духовном отношении, и в физическом – своих человеческих немощей. Мы говорим, что не можем бороться со своими страстями, слабостями, пороками, потому что мы простые люди, имеем физическую плоть, человеческую волю, удобопреклонную к греху. Мы забываем о том, что наша природа исцелена воплотившимся и воспринявшим ее Сыном Божиим.
Мы не можем быть честными и говорить, что не имеем никаких сил для преодоления недостатков. Решимость можем иметь, постоянство можем иметь, но оправдывать себя, говоря, что нет у нас такой возможности и в этом находить успокоение и позволение себе и дальше жить не по-Божьи не имеем права, жить по своим похотям, разводя руками, говорить « все мы люди, все мы слабые». Все, что нам нужно для преодоления страстей и грехов, Господь нам даровал, приняв человеческую природу, искупив нас от рабства греху, от проклятия и смерти.
Поэтому, вспоминая Слово Божие, примеры исцелений, которые Господь совершает, будем бежать всякого самооправдания. И пусть святые отцы Вселенских Соборов, которых мы сегодня чествуем, своими молитвами, как великая твердыня веры, великий пример беспрекословного следования за Богом, научат нас твердо идти Божиим путем, исполнять Его заповеди, без сговоров с самим с собой, бороться со своими страстями и грехами и творить добрые дела. Аминь.
С праздником!