31 июля 2016 г. епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий с архипастырским визитом посетил с.Хреновое Бобровского района. Хлебом-солью встречали Правящего архиерея – это первое богослужение главы новообразованной епархии в сельском храме, которое было совершено накануне праздника в честь трех святителей – Митрофана и Тихона, епископов Воронежских, и святителя Димитрия, митрополита Ростовского.
Преосвященный епископ Сергий возглавил всенощное бдение в храме во имя святителя Митрофана Воронежского с. Хреновое Бобровского района.
Владыке Сергию сослужили и.о. благочинного Бутурлиновского церковного округа протоиерей Александр Горденин, настоятель храма протоиерей Алексий Ботвинков, протоиерей Николай Чибисов, протоиерей Николай Попов, иерей Роман Пешков и диакон Роман Безменов.
По окончании богослужения Владыка обратился к собравшимся с проповедью:
«Дорогие отцы, братия и сестры! Cердечно поздравляю вас с нашим престольным праздником – памятью святителей Митрофана, Тихона, епископов Воронежских, и святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Мы знаем, что в первые века существования Церкви особо прославились своими трудами великие каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Среди православных христиан велись споры, кто из этих святых выше, значимее, и тогда была установлена память трех святителей, которую мы совершаем 12 февраля.
В синодальную эпоху, в XVIII –XIX веках, очень мало прославлялось святых и эти великие угодники Божии, которых мы сегодня молитвенно почитаем, как раз канонизированы в то время. И чтобы особо подчеркнуть, что все они равно любимы народом Христовым, чтимы Церковью, в XIX веке было установлено празднование в честь святителей Митрофана, Тихона, епископов Воронежских, и Димитрия, митрополита Ростовского.
Затем в годы лихолетья, в XX веке, эта память была предана забвению, но, слава Богу, сейчас мы имеем на Воронежской земле храм, посвященный трем святителям, – в их честь освящен нижний храм Благовещенского собора г. Воронежа.
Эти угодники Божии – разные, но то, что Церковь установила их общую память, указывает, что мы в своей жизни должны стремиться гармонично сочетать те добродетели, которыми они просияли в своей земной жизни.
Святителя Митрофана мы знаем как аскета, строгого монаха. В его «Духовном завещании» есть указания, как священникам управлять народом Божиим, как совершать пастырское служение. К мирянам святитель обратил прекрасные слова, совсем краткие, но очень емкие, призывая к воздержанию в пище и питии, уклонению от зла, к творению добрых дел, тем самым указывая путь ко спасению. Святитель Митрофан для нас – образ действия, исполнения заповедей Божиих всей своей жизнью.
Святитель Тихон также великий аскет. Но в церковной истории он, прежде всего, русский Златоуст, его писания просты и понятны любому человеку. Некоторые церковные книги, особенно творения святых отцов, сложно читать людям неподготовленным, не имеющим опыта духовного назидания, навыка молитвы, кто сам не постится, не читает Священного Писания, не знаком с богословием. Но святитель Тихон не таков. Его книги просты, в них он приводит прекрасные примеры того, как мы во всем, что видим вокруг – и в отношениях с людьми, и когда созерцаем Богом сотворенный мир, – можем увидеть важный пример в духовной жизни. Святитель Тихон для нас – напоминание о том, что нам необходимо не только молиться, но и в жизни духовной опираться на опыт святых отцов, учителей церковных, потому что каждый из нас много в жизни совершает ошибок. Как старшие говорят младшим: «Учись на чужих ошибках!». Мы все имеем возможность избежать ошибок в жизни, если будем чаще прибегать к творениям святителя Тихона.
Святитель Димитрий был и храмоздателем, и борцом с расколом, и добрым пастырем, но более всего он известен как автор сборников житий святых. В них мы видим великие примеры , которым должны следовать. Этот путь до нас уже прошли многие и многие люди, угодившие Богу.
Часто человек, рассуждая о духовной жизни, о святых, говорит, что им было легко – они были святые, таким образом, извиняя себя, что не может жить по Божиему закону, тем самым поставляя для себя другие ориентиры в жизни. Ложь, изворотливость, собственный интерес для такого человека становятся нормой и он не чувствует никакого ущерба для себя, потому что действительно верит, что не может пройти путем святых. Тем самым он лжет себе, искренне полагая, что это невозможно.
Святитель Димитрий оставил нам множество житий святых, в которых мы видим, какие они претерпевали искушения, – не только мученики, но и преподобные. Такие жизненные испытания проходили, которых никому не пожелаешь! Но с Божией помощью они все претерпели, с честью все прошли. Жития святых – это обличение для каждого из нас: нашего маловерия, нашего нерадения.
Поэтому сегодня, торжествуя о престольном празднике и вспоминая трех святителей, будем стремиться в жизни своей, подражая святым, всегда творить заповеди Божии и молиться великим угодникам, читать жития святых, составленные святителем Димитрием, творения святителя Тихона, помнить о поучениях святителя Митрофана и молиться ему, чтобы он, первопрестольник земли Воронежской, благословил наше село, наши семьи и каждого из нас привел ко спасению.
С праздником!» — завершил Владыка Сергий.