26 февраля 2016 года в день преставления святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского, в Знаменском соборе г.Борисоглебска было совершено соборное богослужение.
Божественную литургию возглавил почётный настоятель собора митрофорный протоиерей Стефан Домусчи, которому сослужили настоятель Никольского храма протоиерей Николай Попов, настоятель Казанского храма протоиерей Виктор Цокало, клирик Никольского храма иерей Павел Приступ и клирик Знаменского собора диакон Павел Когтев.
С проповедью о жизненном пути святителя Серафима к верующим обратился протоиерей Виктор Цокало.
— В XX веке РПЦ и окормляемым ею народом суждено было пройти через огненное горнило тяжких испытаний: революций, войн, всевозможных лишений и скорбей, гонений на веру, казней, тюрем и ссылок. Немалое число наших соотечественников оказалось в эмиграции или в изгнании. Среди великого испытания скорбями, вдали от родины, в атмосфере незнакомого языка и культуры, часто в труде и изнурении, они не были сломлены обстоятельствами века сего, но сохранили православную веру и верность Святой Церкви. Тому немало способствовали те архипастыри и пастыри, которые вместе со своей паствой, оказавшись в эмиграции, самоотверженным подвижническим служением поддерживали верующих, разделяя с ними скорби и радости. Особым почитанием в Болгарии пользуется архиепископ Богучарский Серафим, который без остатка отдал себя попечению словесному стаду. Еще при жизни он стяжал мирный плод праведности и был отмечен благодатными дарованиями.
Архиепископ Серафим (в миру Николай Соболев) родился 1 декабря 1881 г., в Рязани в небогатой семье Бориса Матвеевича и Марии Николаевны Соболевых. Из 12 детей семеро умерли в детском возрасте. Николай, будущий святитель, был десятым ребенком в семье. Для матери будущего архиерея роды оказались сложными. В какой-то момент врачи приняли решение: ради спасения жизни роженицы провести операцию, которая заключалась в извлечении младенца по частям. Убийство ребенка женщина не допустила. Спустя ночь тяжких мучений роженицы, 1 декабря 1881 г., младенец появился на свет, без всякой посторонней помощи. Младенец был назван Николаем, в честь святителя Николая, Мир Ликийского чудотворца. В 1904 г. по окончании Рязанской духовной семинарии, Николай Соболев поступил в Петербуржскую духовную академию. В годы учёбы в Петербурге Николай Соболев посещал о.Иоанна Кронштадтского. В своих воспоминаниях владыка рассказывал о своей последней встрече в 1907 г., присутствуя на богослужении о.Иоанна в Андреевском Кронштадтском соборе: «Отец Иоанн возложил на мою голову крестообразно руки, поднял очи свои к небу и трогательным голосом произнёс: «Да почиет над Вами благоволение Божие». Я тут же почувствовал, будто огненная искра ниспала на мою голову и прошла до пят», — вспоминал владыка.
26 января 1908 г. епископом Сергием (Тихомировым) Николай Соболев был пострижен в монашество с именем Серафим в честь преп. Серафима Саровского, а 18 марта 1908 г. рукоположен во иеромонаха. В 1911 г. определен на должность инспектора Костромской семинарии. С 1912 по 1919 г.г. иеромонах Серафим служил ректором Воронежской семинарии с возведением в сан архимандрита. За эти годы Воронежская семинария стала одной из лучших духовных школ в России. 1 октября 1920 г. в Симферополе митрополит Киевский Антоний(Храповицкий)возглавил хиротонию иеромонаха Серафима во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. 14 ноября 1920 г. во время «Русского Исхода» на комендантском теплоходе «Херсонес» епископ Серафим с комендантом Севастополя генералом Николаем Стоговым эмигрировал в Константинополь. В 1921 г. он переехал в Болгарию, где по благословению свт. Тихона Патриарха Московского и всея Руси, стал управляющим русскими православными приходами и обителями с титулом епископа Богучарского. В 1934 г. председателем Архиерейского Синода митрополитом Антонием (Храповицким), епископ Серафим был возведен в сан архиепископа.
В Болгарии, в тяжелые 20-40-е годы, архиепископ Серафим заботился не только о церковной жизни русских эмигрантов, но и активно способствовал нормализации канонического положения Болгарской православной церкви. В 1943 г. архиепископ Серафим отказался участвовать в «Архиерейском совещании иерархов ПРЦЗ (Православной Русской Церкви Заграницей) в Вене 21-26 октября 1943 г., которым руководили власти фашистской Германии. Это было окончательное размежевание владыки Серафима с радикальной церковной эмиграцией. Под влиянием архиепископ Серафима Болгарская Церковь отвергла Венский собор. Она заявила о признании избранного в Москве Святейшего Патриарха Сергия. Владыка Серафим категорически отверг позицию Зарубежной Церкви и ее Синода, призывавшие русских эмигрантов вступать в армию Гитлера для освобождения России от большевистского ига. В апреле 1945 г., архиепископ Серафим лично обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) с заявлением о своем желании принять юрисдикцию Московского Патриархата.
«Владыка Серафим — сказал патриарх Болгарской церкви — был редким примером святого, благодатного архиерея с чистой пастырской совестью. Каждый православный христианин, который хотя раз преклонял голову в молитве перед местом упокоения владыки Серафима, может сказать, что владыка не оставил своих чад и после своего успения». Архиепископ Серафим известен не только своей подвижнической жизнью, но и безукоризненным православием.
Вопрос о прославлении архиепископа Серафима назрел давно. Сила его молитв была известна еще во время его земной жизни, как и случаи прозорливости. Почитание владыки Серафима началось сразу после его смерти и продолжается до сих пор. Даже в коммунистические годы, когда посещение храма грозило людям большими неприятностями, в крипте (усыпальницы) русского Никольского храма всегда был народ. Поток болгар и паломников с других стран не иссекает и сегодня. Некоторые стоят часами, вымаливая помощь владыки, некоторые заходят, чтобы попросить его благословение. Вскоре после смерти владыки зародилась традиция — люди пишут ему записки и опускают в специальный ящик, стоящий возле его мощей. Сам владыка пред смертью сказал своим духовным чадам «Пишите мне письма как живому». Когда человек пишет такую записку, он лучше осознает, что ему действительно нужно. Почитание владыки растет с каждым годом и, естественно, на патриаршем подворье посыпались вопросы и из Болгарии, и из России, а почему владыка до сих пор не прославлен? Болгарская Церковь рассудила, что будет правильнее, если владыка будет прославлен РПЦ. Ведь он находился в ее юрисдикции. В результате за несколько лет совместных усилий и серьезной работы собраны материалы, которые позволяют проследить весь жизненный путь владыки.
В 2011 году в патриаршем подворье было издано подробное жизнеописание архиепископа Серафима, подготовленное доктором исторических наук Андреем Костриковым. Это был настоящий подвижник, живший в аскетической, почти нищенской обстановке, это был молитвенник, делатель Иисусовой молитвы, архипастырь во многом был подобен подвижникам первых веков христианства. Скончался владыка 26 февраля 1950 г. в Софии. На отпевание пришли все синодальные архиереи Болгарской Церкви, сонм епископов, архимандритов и священников. Софийский Никольский храм не умещал всех желающих проститься с владыкой.
3 февраля 2016 г. на Архиерейском соборе РПЦ был принят документ о причислении к лику святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) для общецерковного почитания.
За годы своей жизни архиепископ Серафим создал большое количество богословских трудов, в которых призывал к любви, к всепрощению, предупреждал об опасности отхода от истинной веры и губительного раскола. Он говорил «Свято и неукоснительно храните нашу православную веру, как ее канонов, так ее догматов, приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь — к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье. Тогда вы будете истинными сынами Православной Церкви и Господь изольет на вас еще здесь Свои несказанные милости».
По окончании Божественной литургии было совершено молебное пение, во время которого была вознесена молитва святителю Серафиму.
После службы верующим были розданы иконки с изображением святого и книги с его жизнеописанием.
Информация о святителе размещена на нашем сайте в разделе «Архиепископ Серафим (Соболев)».
Тропарь святителю Серафиму (Соболеву), архиепископу Богучарскому, глас 4:
Божественною ревностию присно распалаемь,/ Православия столп явился еси/ в Софии граде возсияв,/ и благочестием твоим многия люди ко Христу привел еси,/ пастырю добрый, святителю Серафиме,/ моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас 5:
Сосуд Божественных даров/ и дом Святыя Троицы явился еси,/ чудотворче святителю отче Серафиме,/ темже, имея дерзновение ко Господу,/ не остави нас сирых/ и, якоже обещался еси,/ испроси нам молитвами твоими/ мир и велию милость.
Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся на Крест:
Вознесыйся на высоту смиренномудрия,/ благочестия учитель явился еси,/ Православия поборниче и странных предстателю,/ монашествующих похвало и пастырю изрядный./ Темже любовию зовем ти:/ радуйся, Серафиме, чудотворче.
Молитва
О, чудотворче предивный, святителю отче Серафиме! Ты, еще жив сый, рекл еси верным: яко аще улучу дерзновение у Господа, не оставлю вас сирых. Сего ради, поминающе глаголы твоя и дела милосердия твоего в жизни временней, любовию припадаем и усердно просим: молися непрестанно у Престола Царя Славы о всех нас, ближних и дальних, присных и странных, немощных и грешных, любовию почитающих тя. Ты от младенства благодатию Божиею просвещен был еси, в юности же ум совершенный стяжав, юноши и девы умудрил еси. Достигше же мужеска возраста, усердный делатель Божественных добродетелей явился еси. Сего ради утверди и нас во благоугождении Богу и, яко пастырь добрый изрядно еже овцы Христовы упасл еси, настави нас на путь покаяния. Яко светильник Света Истиннаго просвети нас и сохрани от заблуждений и соблазнов мира сего, и, яко чудотворец дивный, не престай являти милость свою всем, с любовию притекающим к тебе. Пастырю добрый, не остави паству в землях Болгарской и Русской и инуде сущую. Буди скорый помощник призывающим тя от всех концев земли, да прославится неизреченное милосердие Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, присно прославляемаго и спокланяемаго со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.