17 июля 2016 г., в день памяти святых Царственных Страстотерпцев, в Серафимо-Саровском мужском монастыре с. Новомакарово (Грибановский район) отметили престольный праздник одного из храмов святой обители.
В радостный день престольного праздника монастырь посетил епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий. Владыка поздравил духовенство и прихожан с праздником и обратился к молящимся со словами проповеди и духовного назидания:
«Дорогие братия и сестры, сердечно поздравляю вас с одним из престольных праздников нашей святой обители – днем памяти святых царственных страстотерпцев. Все мы знаем о благочестивой жизни последнего русского императора и его семьи, о несении скорбей, к которым он душу свою уготовлял, умудряясь в Священном Писании, в словах святых отцов, вспоминая о своем рождении в день памяти праведного Иова Многострадального и укрепляясь в решимости пройти твердо тем путем спасения, который ему был уготован.
Мы сегодня, вспоминая память покровителей нашей русской земли: великих княжон, цесаревича Алексия, императрицу Александру, самого императора Благочестивейшего, Боговенчанного Николая, вспомним о том, что он умер, имея возможность противодействовать гонителям, имея возможность пересылать тайно письма, призывая к активной борьбе. Но царь понимал, если он ради своей жизни поднимет все возможные силы, то у России может не быть будущего, у его любимого Отечества, ради которого он всю жизнь всего себя отдавал, от юности готовясь послужить ему. Жизнь бы он свою тогда сберег, но множество людей в этой борьбе погибли бы. И он, подобно первым русским святым князьям Борису и Глебу, избрал путь страстотерпчества, путь смерти, но не путь увеличения кровопролития.
Император Николай, даже находясь в заключении, в тяжелых условиях, не только царской особе не приличествующих, но которых человеку в принципе тяжело выносить – постоянные оскорбления, насмешки, мелкие придирки, унижения, все претерпевал, показывая образ смирения и кротости.
Сегодня мы вспоминаем и других святых – благоверного князя Андрея Боголюбского, который был убит подло злыми людьми, не желавшими единства русского государства, которым он был ненавистен и преподобного Андрея Рублева, иконописца. Но по всей Руси более всех в этот день чтима именно царская семья страстотерпцев. Почему же? Потому что тот призыв, который содержала их жизнь и смерть наиболее значим для нас сейчас. Мы читаем Евангелие: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). И царская семья всей жизнью своей стремилась к миру. Император Николай за сотню лет до того как об этом стали говорить по всему миру, призвал всех государей вместе собраться и сделать все для того, чтобы разоружиться, чтобы не было большой войны ни в Европе, ни в мире. Никто не захотел его услышать и разразилась буря Первой мировой войны, которая всех государей, не желавших его слушать, и Германского, и Австрийского императоров, и Османского султана низвела с престолов. Всеми силами он стремился избежать войны со своим двоюродным братом, императором Германии, но когда стало ясно, что ее не избежать, святой царь Николай, при всей его кротости, явил твердый характер в достижении всего, что ведет ко благу нашей Родины.
К сожалению, часто можно увидеть, что люди, говоря о любви к царской семье, о почитании их великого подвига, сами не стремятся наследовать духа, который был у страстотерпцев. Они требуют идти кого-то унижать, побеждать зачастую мнимых внутренних врагов, забывая о святом царе, который ради мира и любви среди подданных отдал свою жизнь. Мы должны молиться государю императору, чтобы он нашу любимую страну благословил миром, взаимопониманием, укрепил, а, не искажая весь смысл его жизни, требовать кого-то изгнать или принудить. Такие люди, такие движения хотя и могут называть себя православными, но едва ли радуют душу царя Николая.
Поэтому будем, прежде всего, просить Царя мира Христа Спасителя не о победе и об уничтожении супостатов внутри страны, а о том, чтобы Господь их вразумил, и они пришли к познанию Истины. Будем просить святого царя Николая, чтобы он умирил сердца враждующих, дабы наша Отчизна, обуреваемая многими скорбными обстояниями извне, внутри была едина, крепка и свято хранила веру Православную.
Сегодня, предстоя пред прекрасным образом святых страстотерпцев, еще об одном я хотел бы вспомнить. В течение десятилетий вся адова сила несла мусор и нечистоты на лик святого императора. И, наверное, не один человек в истории нашего Отечества не был так обруган, так извращен его святой образ – так много мерзости было сказано о нем. До сих пор даже среди верующих христиан, к сожалению, слышны сомнения: « А права ли Церковь, прославив императора Николая и его семью, ведь нам кажется, он совершил много ошибок». Как много мерзости безбожные власти, которые не только государя расстреляли, но даже стремились уничтожить честные останки страстотерпцев, воздвигли на святую седмирицу мучеников, чтобы и памяти доброй о них не осталось. Если кто-то из нас глубоко в сердце свое, посмотрев, увидит, что и у него есть сомнение или недоумение о прославлении царской семьи, то нужно понимать, что это диавольское наваждение, понимать что это полезно только врагам Церкви и Отечества, чтобы мы не просили святых страстотерпцев, дабы они Бога умолили благословить нашу Родину. Это вопрос нашего послушания Церкви, а если нам кажется, что блаженной памяти Святейший Патриарх Алексий и иерархи 16 лет тому назад на благословенном соборе, прославившие царскую семью ошиблись, значит мы ставим себя выше Церкви-Матери, вспомним великую мудрость «кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».
Подходя к честному образу страстотерпцев, испросим мира и благословения нашей русской земле, нашему Воронежскому краю. А если знаем, что и в нас есть плевелы этих сомнений, которые десятилетиями сеяли с такой щедростью ненавистники Бога и Церкви, попросим пред святым образом прощения, чтобы царь Николай научил нас так любить себя, как он любил Бога и свою святую Отчизну. Аминь», — завершил свою проповедь Владыка Сергий.
По окончании Божественной литургии состоялся традиционный крестный ход вокруг храма.