В праздник святых апостолов Петра и Павла епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий посетил Серафимо-Саровский мужской монастырь с. Новомакарово

12 июля 2016 г., в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий посетил мужской монастырь во имя преподобного Серафима Саровского с. Новомакарово (Грибановский район).

По окончании Божественной литургии Владыка Сергий совершил славление перед иконой святых апостолов Петра и Павла и обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Наша жизнь в Церкви, дорогие братия и сестры, наше отношение к Богу, находят свое отражение не только в духовной жизни, покаянии и доброделании, но и в нашей повседневности. И святые отцы, и сама Церковь в богослужебных текстах, обращаясь к нам для того, чтобы сформировать верное понимание духовных истин, должным образом воспитать в нас понимание значения Церкви в нашей жизни, приводит примеры из повседневной жизни. Один из таких ярких примеров сравнивает нашу жизнь в Церкви, наш приход в храм, с лечебницей, с посещением больницы. Особенно это касается Таинства исповеди, когда иерей, увещевая народ Божий, прямо говорит: «яко пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши», сравнивая исцеление человеческой души с исцелением человеческого тела.

Мы знаем, что вмешательство врачей может быть очень разным по характеру: иногда оно имеет небольшое значение для нас и служит исцелению какого-то малого недуга, но бывает, что вмешательство такое кардинальное, что ему требуется длительная подготовка, как, например, перед серьезной хирургической операцией. Перед тем, как в результате такого вмешательства человеческая жизнь значительно изменится больному предлагают определенный вид пищи, определенную степень физической активности, и если эти рекомендации не принимать во внимание, то и операция не поможет человеку, и терапия, которая над ним осуществляется, никакой пользы не принесет. Наша Мать Церковь, как искусный врач, несущий попечение о здравии своих чад, установила перед важнейшими днями церковного года совершение многодневных постов, чтобы мы в полноте восприняли тот дар, который Господь нам предлагает. Во-первых, чтобы праздник для нас был действенным, чтобы мы обрели радость утешения, в том числе и телесного, по окончании поста, во-вторых, чтобы мы в течение поста, подготовившись и причастившись, хотя бы единожды, а дай Бог, по благословению духовника, и значительно чаще, обретали радость покаяния и полноты Богообщения в Таинстве Евхаристии, чтобы мы, подойдя к последнему дню поста, поняли значение наступающего праздника, в чем нам поможет и очищенная душа, и усмиренное насколько возможно через физическое воздержание тело.

Есть посты, когда мы воздерживаемся от пищи и увеселений, воспоминая скорбные события Священной истории: каждую среду мы постимся, вспоминая как злочестивый Иуда вошел к первосвященникам и торговался за жизнь Спасителя мира: «что вы дадите мне, и я вам предам Его?» (Мф.26:15), каждую пятницу, мы совершаем пост, вспоминая страдания Богочеловека, совершенные ради нас. Также мы постимся в день Воздвижения Креста Господня и вспоминая о смерти величайшего по Богородице из рожденных женами человека ‑ Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в день его мученической и благословенной кончины. Это посты нашей скорби, когда мы с Церковью разделяем плач о Господе, взошедшем на Крест не только ради грехов людей живших 2000 лет назад, но и ради грехов каждого из нас, плачем вспоминая кончину праведника.

Но есть и посты предуготовительные, которые существуют не ради воспоминаниях о скорбях, но ради подготовки к торжеству. Три из этих постов, Церковью установленных – Рождественский, Великий и Успенский, напоминают нам о тайне спасения человека от проклятия, от рабства греху, от смерти. Мы в Рождестве Христовом вспоминаем, как Господь Всемилостивый воплощается и начинается великое дело спасения человека. В Пасху мы вспоминаем о том, как Господь восходит на Крест и Своим Воскресением навсегда уничтожает силу ада над человечеством. В Успении мы видим прямое исполнение Божественного обетования, когда человек рожденный по обычному закону от женщины и от мужеского семени ‑ Матерь Божия, во плоти восходит на небеса.

Иначе воспринимается праздник апостолов Петра и Павла, и даже пост, предшествующий этому дню Церковью был установлен позже остальных. Что же такого особенно значимого в деле спасения души каждого из нас, что Церковь и этот праздник почтила особым многодневным постом? К чему он нас готовит? Все остальные посты предшествуют празднику, имеющему значение не просто для какой-то определенной группы людей, но и для каждого человека. Мы знаем разные лики святости, и есть память всех отцов в подвиге поста просиявших, всех постников и монахов, перед которыми нет длительного поста, но который сам предшествует посту, нет единой общей памяти всех страстотерпцев, хотя каждому из этих святых мы молимся, но есть сугубая память апостольского подвига, к воспоминанию которой каждый из нас готовится постом, покаянием и молитвой. А значит, этот праздник в жизни каждого из нас имеет свое спасительное значение, которое не исчерпывается исключительно воспоминанием события, не просто почтением святого угодника Божия, потрудившегося всей своей жизнью и смертью ради прославления Бога, но имеет значение для нас, сопоставимое с праздниками, посвященными Спасителю и Пресвятой Богородице, а значит значение его, тот призыв к апостольскому труду, который он содержит, это и дело, и достояние, и обязанность каждого из нас.

Мы читаем у апостола Павла, сегодня чествуемого, что служение у членов Церкви разное: есть учителя, есть проповедники, есть иные важные области приложения человеческого труда, все они значимы, все они необходимы. Значит, не каждый из нас призван быть миссионером, проповедовать с амвона, а в чем же тогда наше апостольское служение? К чему нас Церковь этим праздником зовет?

Вспомним слова Самого Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они, видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Мы не только сами, если будем достойно жить, устремляемся ко спасению, но и люди вокруг нас могут увидеть свет Христов. Это та миссия, то апостольское служение, к которому каждый из нас призван.

Апостол Петр обращается к верным, не только к пресвитерам, со словами: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет » (1Петр. 2:9). Мы все народ Богом избранный, дабы нести свет Христовой веры: священники, четко и по чину, как установлено Церковью, совершая богослужение, истово проповедуя с амвона, клирики и миряне, имеющие на то благословение, отправляясь в школы и научая младших православной вере, православной культуре, и каждый из нас своей жизнью.

Для того, чтобы проповедовать жизнью своей и не ввести никого в смущение, мы должны помнить и о других словах апостола Петра: «будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчета в вашем уповании дать ответ с кротостью и благоговением» (1Петр. 3:15). Для того, чтобы исполнить эти слова апостола, дорогие братия и сестры, нам мало просто каяться и исправлять свои недостатки, потому что сердце человеческое может быть всецело устремлено к Богу, но это не значит, что он может с кротостью ответить в чем его упование. Сердце его чувствует радость о Господе, а объяснить причину радости человек не может. Подобно этому юноша и девушка, объединенные любовью ‑ светлым чувством Богом благословленным ‑ часто не могут ответить вопрошающему: «Что ты в ней нашел? Что в нем такого?», и бывает, что смущаются таким вопросом, указанием на мнимые недостатки любимого или любимой, которые порождают сомнения в избраннике всей жизни. Так вот, если избранник всей нашей жизни ‑ Христос, если путь всей нашей жизни – путь, указанный Церковью, то мы должны быть готовы ответить каждому, кто спрашивает, во что мы верим, в чем наша надежда. Не важно ‑ спрашивает Христа ради и ради просвещения своей души, или чтобы искусить человека, вселить в него недобрые сомнения.

Для того, чтобы дать обстоятельный ответ мало иметь только сокрушенный дух, нужно иметь твердое знание о сущности своей веры. Поэтому неправильна и не может быть совершенной наша духовная жизнь, если в ней есть только молитва и участие в Таинствах, но нет чтения Священного Писания и творений Святых отцов. Мы знаем, что дети учатся от старших, все школьное воспитание на этом построено. Мы сейчас в святой обители и здесь жизнь построена на том, что братия научается от настоятеля, младшие и трудники учатся от старших братьев. Так же и мы должны относиться к писаниям церковных учителей, особенно святых отцов, поучениям духоносных старцев, которых за последние два столетия в изобилии в наш страждущий, раздираемый скорбями и жестокостью мир послал Господь. Наверно, невозможно себе представить школьников, которые без учителя и без учебника успешно познавали бы окружающий мир сами по себе. И мы, думая, что нам достаточно лишь в храм ходить и молиться, чтобы достичь духовных высот, заблуждаемся ‑ и сами не смиримся, и никому примером в жизни не станем. В благочестивых семьях книгу Евангелия хранят, как великую святыню, оборачивают какой-то доброй тканью, раскрывая, целуют. На воскресном Всенощном бдении, подходя к аналою, мы целуем книгу Нового Завета, целуем не металлический украшенный оклад, не изображение святых апостолов, мы целуем книгу, в которой слова вечной жизни. Насколько мы будем неправедны перед Богом, если книгу и обложку, содержащую слова вечной жизни лобызаем, а написанное в ней не будем читать. Слово Божие должно нас сопровождать каждый день и тогда мы в искушениях, которое нас одолевают, будем вспоминать, как нас учит Господь, как нас учит богоглаголивый Павел и горящий любовью Петр и иные святые апостолы поступать в жизни.

Ребенок по неразумию или баловству может ошпариться о горячий чайник и дай Бог, чтобы ожог зажил без следа, а ведь может остаться шрам и на всю жизнь. Ребенок же, послушный родителям, предупрежденный ими заранее, по слову их никогда и не тронет опасный предмет. Так и мы, как дети любящие Бога, читая творения святых отцов, будем вспоминать, как нам вести себя, чтобы не ошибиться, будем учиться от опыта, который нам Церковь сохранила, учиться от Самого Христа Спасителя. И тогда, уже подходя к полынье, стоя на еще крепком льду, будем понимать: «Если я сделаю еще один шаг, то провалюсь под лед, если еще минуту помыслю о грехе, собеседуя с ним, то не смогу удержать страсть, она завладеет мной и то покаяние, которое я приносил несколько лет, будет разрушено.

Поэтому Церковь и возвысила так память апостолов, среди других святых, чтобы напомнить нам, что этот день – не просто воспоминание подвижников древности, это призыв ко спасению и созиданию души каждого из нас. Если мы не обратим на это внимание, то наш путь ко спасению будет еще более тернистым и трудным. Для того, чтобы видеть опасность, то, что может нас полностью поглотить или опалить нашу душу нужно читать Священное Писание, святых отцов, поучения Богом умудренных старцев, иные церковные книги. Поэтому если мы не читаем Священное Писание, сегодня же начнем, пусть даже и понемногу, по нескольку строк, но каждый день.

Тогда мы любому и с любовью спрашивающему, ищущему путь спасения, и спрашивающему со злом, и стремящемуся нас смутить, дадим ответ, и тогда мы апостольский призыв исполним, и вся наша жизнь, и каждое наше слово будет проповедью, как была вся жизнь после покаяния пришедшего к Господу гонителя ‑ апостола Павла и оставившего все и последовавшего за Господом апостола Петра. Пусть Господь  Всемилостивый поможет каждому из нас на этом пути и благодать Божия укрепит нашу волю, если мы будем сами твердо к этому устремлены. Аминь».

Завершив проповедь Владыка Сергий преподал верующим свое Архипастырское благословение.

Материалы по теме:
  • Божественная литургия в мужском монастыре во имя преподобного Серафима Саровского
  • Члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству совершили ознакомительную поездку в Борисоглебскую епархию
  • Престольный праздник Серафимо-Саровского мужского монастыря
  • Богослужение в день памяти святых Царственных страстотерпцев
  • Паломничество в монастырь в день престольного праздника
  • Богослужение в Серафимо-Саровском мужском монастыре в день 25-летия обретения мощей сщмч. Петра (Зверева)
  • Паломническая поездка воспитанников воскресной школы в Серафимо-Саровский монастырь с. Новомакарово
  • Литургия Преждеосвященных Даров в мужском монастыре во имя преподобного Серафима Саровского
  • Епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий совершил иноческий постриг
  • Епископ Сергий совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского
  • Высокопреосвященнейший Сергий совершил литургию святителя Василия Великого в монастыре во имя преподобного Серафима Саровского
  • Архиерейское богослужение в Серафимо-Саровском мужском монастыре близ с. Новомакарово
  • Праздник Собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
  • Владыка Сергий возвел в сан игумена иеромонаха Тихона (Комарова)
  • В день памяти святого апостола Андрея Первозванного епископ Сергий совершил Литургию в Серафимо-Саровском мужском монастыре
  • Епископ Сергий совершил освящение Поклонного Креста, установленного на въезде в Серафимо-Саровский мужской монастырь
  • День памяти священномученика Исмаила Базилевского
  • В Борисоглебской епархии состоялся семинар: «Поддерживающее консультирование – оружие волонтеров»
  • Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви
  • Чин освящения памятника святому преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу
  • Карта сайта Яндекс.Метрика Разработка сайта