Досточтимые отцы, братья и сестры!
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Тема предстоящих Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» обращает наше внимание на актуальную проблему нашего государства и общества. Тема весьма широкая и затрагивает все сферы общественной жизни нашей страны.
Термин культура в основном и широком смысле обозначает результат человеческого труда, человеческой деятельности в материальной и нематериальной сферах. Культура развивается с течением времени и обособляет каждое общество на фоне остальных. Наша страна – многонациональна и многоконфессиональна. На ее территории сохраняются и развиваются национальные культуры народов и народностей и обогащаются при взаимодействии друг с другом.
Принятие Великим Киевским князем Владимиром Святославичем Православия, как ключевой религиозный путь для своих подданных, способствовал формированию национально-религиозной культуры, основанной на Евангельских идеалах и христианских духовно-нравственных ценностях. Именно данная культура явилась консолидирующей основой славянского общества и способствовала формированию единого крепкого государства.
Исторические реалии жизни Российского государства способствуют формированию цивилизационной концепции «Русского мира» на стыке таких научных областей, как история, философия, политология, социология. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, рассуждая о данной концепции подчеркивает, что: «Россию отличают от других стран наличие многих национальностей, различных религий; но самое главное, что отличает Россию, от других стран, это ее история, ее традиция и система ценностей, которые в этой стране по милости Божией сохранились. Если говорить о цивилизации, то Россия принадлежит к цивилизации более широкой, чем Российская Федерация. Эту цивилизацию мы называем Русским миром. Русский мир — это не мир Российской Федерации, это не мир Российской империи. Русский мир — от киевской купели крещения. Русский мир — это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами — и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную». И противопоставляя «Русский мир» миру западной цивилизации, Святейший Патриарх отмечает, что «Есть такая концепция — плавильный котел — все переплавить, чтобы достичь мира. Но не получается. Пример современной западной цивилизации, которая встала на путь этого плавильного котла, убеждает нас, что ничего в этом котле не переплавляется, а сохраняются и противоречия, и проблемы. И люди, несогласные быть переплавленными с другими, стремящиеся сохранить свою самобытность, борются против этой страшной перспективы раствориться в одном общем пространстве». И как мы видим в историческом прошлом, так и в наше время данные попытки противостоять поглощению своей собственной культуры культурой более сильной цивилизации грубо, жестко и жестоко пресекаются.
Необходимо сказать и о трагических страницах истории нашей страны, которые разрушали и тормозили развитие традиционной национальной культуры, такие как междоусобные средневековые войны, Смутное время, революции начала XX в., Гражданская война, политические репрессии, государственный переворот начала 90-х годов прошлого века. Причины и последствия данных событий является горьким уроком того, как трудно созидать и как легко разрушить и потерять все, что для нас ценно, важно и то, что нас объединяет.
Сегодня идет напряженная борьба за сохранение уже нашей национальной самобытности, за сохранение уже собственной культуры и веры, за справедливость в земном мире, за сохранение и утверждение духовных и нравственных ценностей. От каждого из нас сегодня зависит будущая судьба нашего Отечества, нашей Церкви, нашего общества. Поэтому всем нам необходим ценить, хранить и развивать то бесценное достояние нашей отечественной культуры и, переняв ее от наших предков, передать будущим поколениям в более совершенном виде.
Являясь региональным этапом Рождественских чтений, Митрофановские церковно-исторические чтения представляют собой удобную и подходящую площадку для размышлений, дискуссий и поиска решений актуальных проблем нашего современного общества, ключевой из которых является сохранение и развитие нашей богатой Православной и отечественной культуры. Всем участникам чтений желаю помощи Божией в предстоящей работе форума и плодотворных научных и творческих успехов.
+ Сергий, епископ Борисоглебский и Бутурлиновский